Главная
Каталог книг
medicine

Оглавление
Э. Фаррингтон - Гомеопатическая клиническая фармакология
Дэн Миллман - Ничего обычного
Мечников Илья Ильич - Этюды о природе человека
Долецкий Станислав Яковлевич - Мысли в пути
Семенцов Анатолий - 2000 заговоров и рецептов народной медицины
В. Жаворонков - Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях
Алексей Валентинович Фалеев - Худеем в два счета
Глязер Гуго - Драматическая медицина (Опыты врачей на себе)
Йог Рамачарака - Джнана-йога
Уильям Бейтс - Улучшение зрения без очков по методу Бэйтса
Степанов А М - Основы медицинской гомеостатики
Цывкин Марк - Ничего кроме правды - о медицине, здравоохранении, врачах и пр
Кент Джеймс Тайлер - Лекции по философии гомеопатии
Юлия АЛЕШИНА - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Подрабинек Александр - Карательная медицина
С. Огурцов, С. Горин - Соблазнение
Малахов Г. П. - Закаливание и водолечение
Йог Рамачарака – Раджа-Йога
Алексей Валентинович Фалеев - Худеем в два счета

 

Кент Джеймс Тайлер 

Лекции по философии гомеопатии 

Джеймс Тайлер Кент 

Лекции по философии гомеопатии 

Перевод В.М. Захаренкова. 1997. 

Эта книга является классикой гомеопатии и стоит в ряду лучших мировых работ по медицине. Во всех учебных пособиях по гомеопатии можно найти ссылки на это произведение. Оно является ключом к сокровищнице знаний по искусству гомеопатического лечения. 

Изучение этой работы прояснит многие труднопонимаемые места в "Органоне" С. Ганемана, помогая врачу глубже понять гомеопатическое учение. Она помогает решить многие проблемы, встающие перед практикующим врачом-гомеопатом. Чтобы свободно пользоваться "Реперториумом" Кента и гомеопатической Маtеriа Меdiса, необходимо изучить эту великолепную книгу. В этом плане она не имеет себе равных. 

Написанные ясным и доступным языком "Лекции по философии гомеопатии" необходимы и начинающему врачу, только постигающему премудрости гомеопатического лечения, и опытному, с многолетним стажем, гомеопату - эта книга должна стать настольной для каждого врача-гомеопата. 

x x x 

Эти лекции были прочитаны для врачей, обучающихся в аспирантуре, и напечатаны в "Гомеопатическом журнале". Идя навстречу многочисленным просьбам начинающих коллег, я решил, слегка доработав, собрать их в отдельную книгу с надеждой, что они окажутся полезными для врачей и помогут им глубже понять основные положения Гомеопатии. Их ни в коем случае не следует рассматривать как попытку заменить "Органон" С. Ганемана. Напротив, мои лекции служат как бы комментарием к этой "Библии" гомеопатов иих может правильно воспринять только человек, тщательно изучивший "Органон врачебного искусства" С. Ганемана. 

Каждая моя лекция посвящена разъяснению конкретного базисного понятия, сформулированного Учителем в соответствующем параграфе "Органона", многие из которых я не рассматриваю в своей работе ввиду их очевидности и ясности. 

Гомеопатия в настоящее время известна во всем мире, и во всех странах есть врачи, практикующие этот метод. Более того, с каждым годом число врачей-гомеопатов заметно увеличивается. Но парадокс заключается в том, что никем ее доктрины не искажаются так, как многими ее лицемерными фанатиками. 

Гомеопатия является не только наукой, но и искусством, излечивая болезнь исходя из закона подобия. И если искусство каждого врача индивидуально, то наука должна базироваться на ясных, понятных каждому человеку, универсальных принципах. Врач, который строит лечебный процесс, опираясь только на искусство, но не имеет четкого представления о научных принципах гомеопатии, не может принести пациенту ничего, кроме вреда, и такая врачебная практика, безусловно, должна быть запрещена. Чтобы избавить больного человека от страданий, врач-гомеопат должен искусство сочетать с глубоким знанием научных основ гомеопатии. Я не ставил своей задачей, чтобы данный курс лекций охватил всю область гомеопатической философии. Моя задача скромнее - помочь студентам постичь начала гомеопатии и подтолкнуть их к дальнейшему ее изучению на благо людей. Джеймс Тайлер Кент 1 июля 1900г. 

 

Лекция 1 БОЛЬНОЙ 

Гомеопатия утверждает, что существуют базовые принципы, определяющие медицинскую практику. До Самуила Ганемана в медицине не существовало общепризнанных положений, определяющих лечебный процесс, и даже в наши дни в аллопатической медицине не существует никаких общепризнанных базовых принципов лечения. Врачи аллопатической школы утверждают, что выбор тактики лечения того или иного заболевания зависит от тех результатов, которые дало испытание лекарства при этом заболевании: появление нового лекарства приводит к появлению новой тактики лечения. Поэтому аллопатической медицине свойственно множество различных теорий, объясняющих причины одного и того же заболевания, и несколько ненадежных методик его лечения, частое появление различных "единственно верных" доктрин, зачастую противоречащих друг другу и здравому смыслу, и столь же быстрое их забвение и предание анафеме их авторов. 

Это и является коренным различием двух школ - гомеопатической и аллопатической. Вся гомеопатическая медицина построена на понятных, универсальных, неизменных законах, которые постоянно подтверждаются повседневной практикой. 

Аллопатическая школа отрицает само существование четких, общих для всех заболеваний законов и соответственно рассматривает болезни, искусственно объединяя их в различные группы в зависимости от господствующей в данный момент доктрины. Врачи-аллопаты в своей практике руководствуются только следствиями заболевания, не понимая и не принимая во внимание причину заболевания, не имея четких критериев, чтобы определить, когда человек болен и когда он здоров. В аллопатической медицине под болезнью понимают лишь патологические изменения в тканях, к тому же рассматривая каждый орган или систему изолированно, а не весь организм в целом. Рассматривая болезнь лишь как совокупность патологических изменений в тканях, они оставляют без внимания причину, вызвавшую эти изменения. 

Врачи-аллопаты руководствуются в своей практике только теми проявлениями патологического процесса, которые можно пощупать пальцами, увидеть глазами или обнаружить с помощью инструментов. Глаз вооружается микроскопом, чтобы увидеть патологические изменения уже на клеточном уровне, но они опять же рассматриваются изолированно, игнорируя причину, их породившую. 

Гомеопатическая доктрина, наоборот, базируется на том, что органические изменения вторичны. Общепринятым является утверждение, и опыт доказывает это, что все события развиваются последовательно и всегда можно проследить любой процесс в развитии: от начала до конца и, наоборот, от конца к началу. Следовательно, зная закономерности развития патологического процесса, всегда можно установить причину любой болезни. 

Первый параграф "Органона" врач-аллопат и врач-гомеопат поймут по-разному. 

"Органон", 1: "Высшее и единственное назначение врача состоит в том, чтобы возвращать здоровье больному - излечивать его"1{/sup}. 

На первый взгляд, это высказывание не может вызвать никакой дискуссии и под ним охотно подпишется врач любой школы. Но это до тех пор, пока мы не вникнем в тот смысл,который С. Ганеман вкладывает в понятие "больной". Врачи-аллопаты и врачи-гомеопаты понимают под словом "больной" совершенно разные вещи. 

Аллопатия под понятием "больной" подразумевает человека с выраженными симптомами органических поражений. Лечение одного и того же заболевания различные врачи-аллопаты проводят, исходя из своих субъективных привязанностей к той или иной медицинской школе, утверждая, что медицинская наука основана на консенсусе различных мнений. 

Это чисто субъективный подход, основанный на авторитете отдельного человека, но невозможно создать рациональную терапевтическую систему, основываясь на мнении отдельного, пусть даже и очень талантливого человека. Это можно сделать, лишь исходя из фактов, и эта система должна органично развиваться, вбирая и объясняя все новые и новые факты. 

'Кент ссылается на "Органон", изд. 5-е, т. к. издание 6-е появилось значительно позже. В данной книге используется 5-е изд. "Органона" (перевод д-ра Сорокина) 1884 года, издатель Ф. Флеминг, Санкт-Петербург. 

С. Ганеман сумел сформулировать фундаментальный закон, который управляет миром независимо ни от чьих суждений и мнений. 

Создать рациональную терапевтическую систему мы можем, лишь опираясь на объективные законы природы, которые подтверждаются множеством опытов и не зависят ни от чьих субъективных суждений. 

Врач-аллопат, говоря о больном человеке, подразумевает под болезнью только патологические изменения в тканях, которые являются лишь результатом болезни, и назначает сильнодействующие лекарства, чтобы нейтрализовать следствия, оставляя причину без внимания. И естественно, что такое лечение дает лишь временный эффект и, более того, способствует прогрессу болезненного процесса, переходу его в более тяжелые формы. 

Изучая действие лекарств в аллопатических дозах, мы видим, что они дают лишь видимый эффект излечения. Ту физиологию, которую преподают врачам-аллопатам, нельзя назвать истинной, так как она не показывает взаимосвязи между причиной и следствием. 

Теперь что же понимает под понятием "больной" врач-гомеопат? Под этим понятием в гомеопатии подразумевается страдающий человек в целом, а не отдельные его пораженные органы и ткани. 

К нам на прием приходит множество людей, которые говорят: "Я болен" - и перечисляют свои страдания. И внешне они выглядят больными, но тем не менее вы слышите от них: "Я посетил самых знаменитых врачей. Невропатолог такой-то долго меня обследовал, потом послал к кардиологу, который тщательно проверил мои сердечные жалобы. Окулистпроверил мое зрение. .. и т. д. Но все они сказали, что я здоров". 

В своей практике я очень часто сталкиваюсь с такими людьми, у которых исписываю жалобами три-четыре страницы. Что это означает? 

В том случае, когда заболевание быстро прогрессирует, вскоре появляются изменения в тканях - болезнь для врача-аллопата становится очевидной, так как проявления на физиологическом уровне можно установить с помощью различных методов обследования. 

Но в настоящий момент, когда еще нет изменений в тканях, врач-аллопат не считает человека больным. Когда пациент настойчиво спрашивает: "Но что означают все эти симптомы? Я не сплю по ночам, меня постоянно мучают боли, мой пищеварительный тракт не действует!" - врач обычно говорит: "О, не беспокойтесь! У Вас просто запор". 

Но так ли это на самом деле? И могут ли подобные состояния появляться сами по себе, без всякой причины? 

В данном случае, с одной стороны, запор может быть одним из следствий заболевания, но, с другой стороны, запор может быть и причиной заболевания. Врачи-аллопаты не различают подобные "мелочи" и лечат эти совершенно различные состояния одинаково. 

Имеющиеся симптомы являются теми сигналами, которыми больной организм дает знать о своих страданиях. И если врач знает этот язык природы, то он точно установит причину и природу заболевания. 

Но вернемся к нашему примеру. Если болезнь прогрессирует и появляются, скажем, каверны в легких, врач-аллопат уже ставит свой диагноз: "У Вас туберкулез легких". Или когда появляется белок в моче: "У Вас одна из форм Брайтовой болезни". Если же появляются обширные изменения в печени: "У Вас жировое перерождение печени" и т. д. Но этовздор - говорить, что до появления органических изменений человек не был болен. Совершенно ясно, что пациент был болен и очень сильно болен, может быть, с самого детства! В аллопатии принято проводить лечение только на основании поставленного диагноза, но в большинстве случаев диагноз не может быть поставлен до тех пор, пока непроизойдут необратимые изменения в тканях, сделав болезнь неизлечимой. Опять-таки, возьмем нервного ребенка. У него наблюдаем безумные мечтания, мышечные подергивания, беспокойный сон, нервное возбуждение, истерические проявления. Однако если мы обследуем все органы, то не найдем в них никаких изменений. Но человек болен, и если его не начать сейчас лечить, то в 20-30 лет мы обнаружим уже изменения в органах. Только тогда врачи-аллопаты смогут поставить диагноз, но человек был болен еще в детстве. 

Разница в подходах и лечении состоит в том, что аллопаты стремятся устранить следствия болезни, когда уже имеются патологические изменения в тканях, и весь аллопатический метод построен на утверждении, что причина болезни материальна. А гомеопаты, наоборот, стараются устранить причину заболевания. Врачи-аллопаты считают, что болезнь поражает один орган или систему органов, и, следовательно, восстановив функцию этого органа или системы, они излечивают человека. Например, при высыпанияхна коже назначаются местные средства, и, когда высыпания исчезают, пациент считается полностью излеченным. 

Но это полный абсурд - ничто не появляется без причины. Отдельный орган нельзя рассматривать как организм. Совокупность всех органов составляет целостный организм. Организм имеет более высокий уровень организации, чем отдельный орган. Следовательно, и лечить в первую очередь нужно весь организм, а не отдельную его часть. Лечение должно быть направлено от человека к его органам, а не от органов к человеку. 

Но что же такое в таком случае больной человек? Органы и ткани только тогда поражаются, когда повреждается то, что их объединяет в единый организм. Но какая часть человека может быть удалена, после чего физическое тело перестает быть живым? Мы говорим, что человек умер, но на вскрытии видим, что все органы на месте. После смерти остается та часть человека, которую мы воспринимаем с помощью органов чувств, т. е. то, что мы можем пощупать пальцами и увидеть глазами. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что больное тело, т. е. изменения в органах и тканях, - это результат болезни, а причину мы должны искать в той части человека, которая не остается после смерти. То, что ушло, - первично, а то, что осталось, т. е. физическое тело, - вторично. Мы говорим, что живой человек чувствует, видит, осязает, слышит и мыслит, но это только внешнее проявление жизненного процесса. Живой человек постоянно к чему-то стремится и обладает способностью мыслить, труп ничего не хочет и не думает. Следовательно, основа жизненного процесса - наличие воли и способность мыслить. Совокупность этих двух начал - воли и разума - и является внутренней жизненной силой, которая контролирует и регулирует все процессы в физическом теле. Гармонию между волей и разумом мы называем здоровьем, нарушение гармонии - болезнью. Мы не будем здесь выяснять, что предшествует внутренней жизненной силе. Скажем лишь, что она была сотворена Господом, и этого нам вполне достаточно. 

Рассуждая логически, мы должны признать, что мышцы, нервы, кости и другие части тела служат своеобразным зеркалом, в котором знающий врач наблюдает изменения, происходящие с жизненной силой. 

В отличие от врачей-аллопатов, которые руководствуются при назначении лечения только имеющимися изменениями в органах и тканях, врач-гомеопат при постановке диагноза и выборе лечения должен руководствоваться в первую очередь ментальными симптомами. 

Единственной и главнейшей задачей любого врача является исцеление больного. Но это не означает, что врач должен устранить проявления болезни на физическом уровне. Он должен устранить не следствие, а причину, т. е. восстановить гармонию между волей и разумом, и тогда организм сам устранит все нарушения в органах и тканях. 

С. Ганеман однажды сказал: "Не существует болезней, а есть больные люди". И это его высказывание ясно показывает, что под названиями болезней, которыми оперируют аллопаты, они подразумевают лишь грубые внешние проявления расстройства жизненной силы. 

Причиной заболевания всегда является расстройство жизненной силы, которое сперва проявляется психическими симптомами и только в конце, после довольно продолжительного периода, появляются изменения в органах и тканях, которые аллопаты и принимают за самостоятельное заболевание. 

Тот, кто принимает результаты болезни за саму болезнь и считает, что, избавившись от них, он излечивает саму болезнь, - сумасшедший. 

В настоящее время в аллопатической медицине принято считать причиной многих, если не всех, заболеваний так называемые патогенные микроорганизмы. Но это не так. Различные микробы являются "мусором", сопровождающим болезнь и существующим за счет болезни, а во всех остальных отношениях они совершенно безвредны. С помощью микроскопа было установлено, что определенные патологические состояния сопровождаются определенными микроорганизмами. Но эти микроорганизмы не являются причиной болезни, что будет достаточно убедительно доказано в дальнейшем. Истинной причиной болезни является совсем другое, и бесполезно пытаться ее установить с помощью органов чувств - мы не можем увидеть ее даже в самый сильный микроскоп. 

В своих заметках С. Ганеман пишет: "Долг врача заключается не в том, чтобы создавать так называемые терапевтические системы на основе пустых размышлений и гипотез, не подтверждаемых практикой". В сознание врачей-аллопатов и больных усиленно внедряется стереотип, что стоит только "правильно" определить название болезни и тогдауже ее излечение является чисто технической проблемой. Старый ирландец однажды пришел на прием к гомеопату и, рассказав о своих проблемах, спросил: "Доктор, какой диагноз Вы мне поставите?" Врач ответил: "Нукс вомика". Тогда пациент удовлетворенно произнес: "Я так и думал, что у меня какая-нибудь удивительная и редкая болезнь!" Такая реакция является результатом употребления устаревших глупых названий болезней. Исключая некоторые случаи острых заболеваний, никакие диагнозы не могут быть поставлены, да они и не нужны. Чем больше врач будет думать, как правильнее назвать заболевание, тем труднее ему будет подобрать нужное лекарство, так как его внимание будет сосредоточено только на результатах болезни, а не на симптомах. Человека в возрасте 25 лет с тяжелой наследственностью, симптомы которого занимают 20 страниц,но не подходят ни под один аллопатический диагноз, можно полностью излечить, если руководствоваться симптомами, дающими представление о болезни. После лечения исчезнут патологические проявления, и человек доживет до глубокой старости без всяких изменений в тканях и органах. Но если его не лечить, то через определенное времяв соответствии с его профессией и образом жизни у него появятся патологические изменения в органах, и тогда уже врач-аллопат сможет поставить четкий диагноз. Но ведь сущность человека не изменилась, внутреннее состояние осталось таким же, и, чтобы теперь его вылечить, врач-гомеопат не будет руководствоваться симптомами, вызвавшими изменения в тканях, а постарается выявить симптомы, имевшие место до формирования тканевой патологии. Когда врач-аллопат, руководствуясь изменениями в почках, печени, мозге и других органах, подбирает лекарство, он воздействует на следствие болезни, а не на саму болезнь, и, разумеется, изменяются также следствия болезни, а не сама болезнь, за исключением того, что темпы ее прогрессирования заметно увеличиваются. 

Наблюдая членов одной семьи, можно заметить интересную особенность. Сначала, когда еще не появились изменения в тканях, несмотря на кажущиеся отличия при различных болезненных состояниях, всем членам семьи необходимо одно лекарство или родственные ему. Но в дальнейшем под действием факторов внешней среды у одного члена семьи развивается раковое заболевание, у другого туберкулез и т. д., но все они имеют общее начало. Этот фундаментальный принцип развития болезни должен быть четко уяснен каждым врачом, так как, не принимая его во внимание, невозможно понять заболевания, вызванные действием хронических миазмов, которые будут рассмотрены позже. 

Хорошо известен тот факт, что на один и тот же эпидемиологический фактор разные люди реагируют по-разному. Во время любой эпидемии одни, какие бы меры предосторожности они ни принимали, обязательно заражаются, а другие нет. Врачи-аллопаты тратят время и силы на поиск причины, вызвавшей у их пациентов болезнь, в то время как врачи-гомеопаты все свое внимание обращают на самого человека, помогая организму приобрести утраченное равновесие: больной человек будет болеть, какие бы профилактические меры ни принимались, а здоровый человек может без всяких последствий для своего организма жить среди больных людей. 

Врач, пытаясь найти причину болезни, не должен обследовать водоемы и подвалы и проверять пищу, которую мы едим. Его задача заключается в сборе симптомов, необходимых для правильного выбора лекарства, которое излечит заболевание. То лекарственное средство, которое вызывает подобные симптомы у здорового человека, полностью устранит болезненные проявления, восстановит гармонию воли и разума, сделав человека здоровым. 

Выяснение подлинной природы здорового человеческого организма и поиски способов излечения болезненных состояний возможны лишь путем испытаний различных лекарственных веществ на здоровом человеке. 

Опираясь на результаты именно таких испытаний, С. Ганеман установил, что ключом к пониманию человека является психика. Именно психические симптомы играют главную роль в подборе необходимого для излечения препарата. 

Человек как личность определяется только тем, как он мыслит, что он любит - и ничем другим. Если эти две основные части, составляющие индивидуальность человека, будут разделены, то человек как личность не сможет существовать -это означает умопомешательство и смерть. 

Все лекарственные препараты в первую очередь действуют на разум и волю (иногда на то и на другое одновременно), влияя на способность человека мыслить или выражать свою волю, и только затем на ткани, функции и ощущения. 

Изучая патогенез Aurum, мы обнаруживаем, что различные привязанности наиболее сильно разрушаются именно этим препаратом. Наивысшая из возможных привязанностей человека - это его любовь к жизни. Aurum настолько разрушает ее, что человек не хочет жить и совершает самоубийство. 

Действие Argentum так изменяет сознание, что человек уже не может рационально мыслить, очень сильно нарушается память. 

Подобное действие на разум и волю мы находим у всех препаратов, описанных в гомеопатической Материа Медика. Действие всех препаратов сперва вызывает определенныепсихические изменения, и только после этого появляются признаки их действия на ткани, системы и отдельные органы. Если действие препарата не описано подобным образом, то мы, не зная всех его симптомов, не сможем гарантировать полное подобие. 

При любом заболевании мы должны постараться выявить все имеющиеся симптомы, чтобы как можно более тщательно подобрать подобное лекарственное средство. Кроме того следует выяснить основные черты характера, ощущения, желания и т. д., т. е. все то, что характеризует человека в целом как индивидуальность. 

Наше понимание природы заболевания должно соответствовать нашему пониманию природы лекарственного средства. Поэтому принятое в гомеопатии понятие патологического состояния должно быть идентично патогенезу лекарственного средства, описанному в гомеопатической Материа Медика. Мы должны установить четкое соответствие клинической картины заболевания патогенезу гомеопатического препарата. В этом и заключается наше искусство лечения. 

 

Лекция 2 ВЫСОЧАЙШИЙ ИДЕАЛ ЛЕЧЕНИЯ 

В этой лекции будет рассмотрена природа излечения. Она была изложена в 2 "Органона" С. Ганемана: 

"Идеал лечения состоит в том, чтобы восстановить здоровье больного скоро, легко и прочно или устранить и совершенно уничтожить болезнь, во всем ее объеме кратчайшим, вернейшим и безвреднейшим способом, на основании ясных и очевидных данных". 

В представлении врача-аллопата лечением считаются действия, приводящие к исчезновению отдельных патологических состояний. Так, например, он считает, что лечение кожных заболеваний заключается в их наружном подавлении, при запоре следует давать слабительное средство, при повреждении коленного сустава ногу нужно ампутировать выше колена, а острое заболевание считается вылеченным, если пациент не умер. 

Такое же представление о лечении врачи-аллопаты сформировали и у больного. Пациенты очень часто искренне восхищаются "искусством" врача, который сумел подавить высыпания на коже, но взамен которых появились еще более серьезные симптомы, говорящие о серьезных поражениях жизненно важных органов, угрожающих летальным исходом. И пациент с удивлением говорит врачу: "Доктор! Вы так замечательно излечили мои кожные заболевания! Так неужели Вы не можете вылечить мою печень?" Увы! Этот очень "ученый" доктор допустил грубейшую ошибку, когда превратил, следуя "строго научным методам", относительно безвредные и поверхностные проявления в глубокое поражение системы, грозящее смертью всему организму из-за научного невежества лечащего врача. 

В гомеопатии понятие "процесс лечения" базируется на трех основополагающих принципах. 

Восстановление здоровья, а не устранение симптомов -это первый принцип. Под восстановлением здоровья понимается установление гармонии в организме, а не устранение отдельных групп симптомов или отдельных патологических состояний. С точки зрения гомеопатии устранение запора, исчезновение геморроидальных узлов, симптомов туберкулеза или артрита колена, подавление кожной сыпи и т. д., иначе говоря, устранение отдельных локальных патологических проявлений или симптомов - не восстановление здоровья. Но, с другой стороны, если за восстановлением здоровья не последовало исчезновение симптомов - это не может быть названо излечением. 

Раньше мы уже говорили, что единственный долг врача -лечить больного, но это не значит, что он должен просто задавить симптомы, изменив форму проявления болезни, считая, что таким образом он установил в организме порядок. Каким же слабоумным созданием нужно быть! Ведь совершенно ясно, что каждое насильственное изменение в ходепротекания болезненного процесса лишь усугубляет заболевание и увеличивает страдания больного человека. 

Пациент сам, с помощью своих чувств, понимает, когда болезнь действительно проходит, даже несмотря на то, что определенные симптомы остаются и даже появляются новые, но все они являются следствием очищения организма в процессе выздоровления. И наоборот, когда симптомы просто устраняются, человек не чувствует себя выздоровевшим, даже если все проявления болезни исчезли. Здоровье должно быть восстановлено быстро, мягко и надолго - это второй принцип. Лечение должно быть быстрым, мягким и неизменным. Когда видимые проявления болезни устраняются насильственными методами, например, запор - с помощью слабительного, такое лечение не может быть названо мягким и неизменным, хотя оно и быстрое. Если прибегают к сильнодействующему лекарству, то его действие на организм и соответственно реакция организма на это воздействие никак не могут быть названы мягкими. В те времена, когда С. Ганеман создавал свой гениальный "Органон", методики лечения были более жестокими, чем в настоящее время: кровопускание, потение и т. д. Сейчас уже редко используют столь радикальные методы лечения, даже пилюли стали покрывать сахаром, чтобы изменить их вкус. Но принципы лечения не изменились, они остались теми же, и старые врачи используют кровопускание и потение все еще достаточно широко. Изменилось другое: лекарства сегодняшнего дня стали в десятки раз сильнее тех, что использовались ранее. Кокаин, сульфонал и многие другие современные химические препараты оказывают крайне сильное действие на организм, и последствия их действия неизвестны. Химические препараты способны влиять на умственные способности человека, подавляя его психику, разрушая целостность всего организма. Когда используется сильнодействующее лекарство, эффект от которого проявляется немедленно, это производит впечатление на несведущего человека, коими в подавляющем большинстве своем и являются наши пациенты. Но дело в том, что подобные препараты влияют на психику, а видимый эффект держится недолго. В определенных случаях он может наблюдаться длительное время, но это происходит потому, что лекарственное средство вызвало новую, еще более сильную и коварную болезнь, чем та, проявления которой пытались этим средством излечить. Первопричина болезни не устранена, и болезнь никуда не исчезла: она продолжает изнутри разрушать организм человека, но ее внешние проявления изменились, так как к этой естественной болезни добавилась лекарственная болезнь, еще более серьезная. 

Способ лечения только тогда можно назвать мягким, когда он совпадает с процессом естественного выздоровления, стимулируя его и таким образом устраняя болезнь. 

Способы лечения в аллопатической медицине можно сравнить с процессом затягивания кота на вершину холма за хвост, в то время как мягкий, спокойный, неизменный гомеопатический метод лечения направляется по ходу течения, и, производя едва заметную рябь на воде, он устанавливает гармонию внутри организма и устраняет все, даже самые незначительные нарушения естественных функций организма. Процесс идет изнутри. 

Излечение должно основываться на ясных и очевидных принципах - третий момент. Это означает, что процесс излечения подчиняется неизменным принципам, и врач в своей деятельности должен руководствоваться ясными и четкими законами, такими же всеобщими, как, скажем, закон притяжения, а не работать наугад, руководствуясь только различными, зачастую противоположными суждениями разных "светил медицинской науки" или бездумно назначая лекарства по рекомендациям их производителей. 

Базовые принципы гомеопатии остаются неизменными на протяжении всего времени ее существования. Они просты и понятны каждому думающему врачу. 

Изучить и понять эти простые и четкие принципы, изучить патогенезы лекарственных средств, которые являются жизненными, и научиться применять их на практике для блага больного - вот самые главные задачи в обучении гомеопатии. 

Когда врач, изучивший гомеопатическое учение и понявший его, начинает руководствоваться им в своей повседневной практике, он постоянно убеждается в истинности и универсальности гомеопатических принципов лечения. Применение этих принципов позволяет устранить болезненное состояние и возвратить здоровье мягко, быстро и на длительный срок. 

Врач-аллопат, даже имеющий ученую степень, на вопрос: 

"Как Вы определяете, что пациент вылечен?" - ответил бы в том смысле, что если пациент не умер при остром заболевании и если после назначения какого-либо лекарства исчезли определенные симптомы, то значит больной выздоровел. 

Врач-гомеопат на такой же вопрос дал бы абсолютно другой ответ. Он ответил бы, что в гомеопатии существуют четкие правила, позволяющие определить, лучше пациенту от лечения или хуже. 

Естественно предположить, что причина заболевания кроется внутри организма, а не снаружи, и, следовательно, в первую очередь необходимо устранить причину, а не следствие. Самое главное, определяющее в человеке это его воля, характер, затем разум и только потом его физическое тело. Из вышесказанного следует, что процесс излечения должен распространяться от центра к периферии: сверху вниз и изнутри наружу, т. е. от более жизненно важных органов к менее жизненно важным и от головы к рукам и ногам. 

Каждый практикующий врач-гомеопат, постигший искусство лечения, прекрасно знает из собственного опыта, что, когда симптомы перемещаются в процессе лечения таким образом, болезнь излечивается полностью. Кроме того, он знает, что симптомы, которые исчезают в порядке, обратном тому, как они появились, исчезают навсегда. Таким образом, врач уверен, что пациент поправился не сам по себе, а был исцелен с помощью назначенного ему лекарства. И наоборот, если врач после назначения препарата видит,что симптомы не подчиняются вышеизложенному правилу, то он понимает, что лекарство подобрано неправильно. Прогрессирование хронических болезней идет снаружи внутрь, от периферии к центру. Все хронические болезни сначала проявляются снаружи и затем постепенно распространяются внутрь. И когда врач-гомеопат видит, что в результате его лечения начинают возвращаться старые симптомы, он радуется, так как это является свидетельством того, что началось выздоровление. Врач-аллопат будет, наоборот, считать, что это появились новые заболевания, которые свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья пациента. Например, процесс выздоровления при заболеваниях сердца, органов груди и головы должен сопровождаться появлением кожных высыпаний и поражениями ногтей и волос. Периферические части поражаются, когда организм начинает выздоравливать: волосы выпадают или появляются кожные высыпания и т. д. В процессе выздоровления при ревматизме сердца у пациента могут появиться ревматические боли в коленях, и он может сказать своему врачу: "Доктор, раньше, когда Вы меня еще не лечили, я мог ходить по дому, а теперь мои суставы так опухли, что я не могу ходить". Врач-гомеопат понимает, что началось выздоровление и через некоторое время это болезненное состояние пройдет само собой. А врач-аллопат, наоборот, будет считать это ухудшением и назначит препарат, который устранит ревматическое состояние в коленях и стопах, но зато опять появятся симптомы ревматического поражения сердца, от которого пациент и умрет. Следует заявить, что врач-аллопат не поймет, что он, сам того не желая, убил своего пациента, так как он действовал в соответствии с тем, как его учили, и по-другому лечить он просто не умеет. Этот пример показывает нам, как в процессе лечения болезненные проявления перемещаются изнутри наружу. Во всех случаях человек, чтобы излечиться, должен пройти стадию обострения. Обострение может быть разной степени выраженности: от почти незаметного до чрезвычайно сильного, но эта стадия будет наблюдаться во всех случаях. Избежать ее невозможно. При лечении острых заболеваний стадия обострения выражена намного слабее, чем при излечении старых, хронических болезней. Особенно четко проявляются те внешние симптомы, которые были в свое время подавлены с помощью аллопатического лечения. Здесь можно привести такой пример. Очень многие пациенты страдают от ревматических болей в суставах рук и ног. Чтобы избавиться от них, они, следуя советам своих лечащих врачей-аллопатов, натирали пораженные места различными лосьонами и мазями. Боли в суставах исчезли, но появились более опасные симптомы со стороны сердца (эту закономерность наблюдал практически каждый практикующий врач). Когда такого больного начинает лечить врач-гомеопат, то боли в суставах конечностей появляются снова, причем во всех случаях без исключения. Пациент обязательно скажет вам при следующем посещении: "Доктор, у меня исчезли сердечные симптомы, но опять появились ревматические боли в суставах рук и ног точно такие же, какие были у меня, когда я лечился у доктора такого-то от ревматизма". Вам следует объяснить пациенту, что это действие лекарства и, если он достаточно разумен и подождет некоторое время, то эти боли исчезнут сами собой. Но врач, который обеспокоен только наполнением своего бумажника, подумает: "Если я не дам ему мазь, чтобы он облегчил свои страдания, то больной уйдет к другому доктору". Вот здесь-то и начинается зло. Если вы твердо знаете, что необходимо пациенту, даже если он страдает, и не сделаете этого, то вы поступите против своей совести. Второй параграф "Органона" заканчивается словами о том, что при лечении нужно руководствоваться "ясными и понятными принципами". Человеческий организм - не какая-то изолированная система, он - часть природы и подчиняется основным законам природы, общим для всех. Если врач не понимает этого, рассматривая живой организм изолированно, он никогда не добьется успеха, так как не сможет опираться в своей деятельности на ясные и понятные принципы. Но когда врач в своей повседневной работе руководствуется этими принципами, прекрасно знает Материа Медика и осмысленно применяет свои знания на практике, он достигает ошеломляющих успехов, получает радость от своей работы и завоевывает искреннее уважение и любовь своих пациентов. 

 

Лекция 3 

РАСПОЗНАВАНИЕ БОЛЕЗНИ, ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА РАЗЛИЧНЫХ ЛЕКАРСТВ И УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ЛЕКАРСТВО, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ИЗЛЕЧЕНИЯ 

"Органон", 3: "Четыре условия необходимы для врача, желающего действовать основательно, согласно своей высокой цели и быть истинным художником в искусстве лечения: 

определить в точности, понять, что должно лечить в каждом данном случае (распознание болезни, показание); 2) знать целительные свойства различных лекарств (лекарствоведение); 3) уметь применять лекарство к болезни так, чтобы выздоровление необходимо последовало, для чего необходимы как точный выбор лекарства, так и знание настоящей меры приема и времени его повторения; наконец, 4) знать и устранять обстоятельства, препятствующие выздоровлению, для того, чтобы последнее было надежно". 

В этом параграфе "Органона" правильно употреблено слово "понимание", так как врач должен уметь именно ясно понять первопричину болезни, а не увидеть совокупность внешних ее проявлений. Наш учитель С. Ганеман очень точно выражал свои мысли, и он, несомненно, написал бы слово "видеть" вместо "понимать", если бы подразумевал под болезнью только ее внешние проявления, как это принято в аллопатии, когда под причиной, к примеру, ракового заболевания подразумевается опухоль, которую, чтобы излечиться, необходимо вырезать, а причиной болезни почек служит наличие в моче белка или сахара, и если его устранить каким-то образом, то это и будет считаться выздоровлением. 

С. Ганеман не считал, что патологические изменения -это причина болезни, а внешние проявления - ее суть. Врач должен ясно представлять, что должно быть излечимо, а показанием к выбору лекарственного средства является совокупность всех имеющихся симптомов. Эта совокупность симптомов не болезнь, а лишь внешнее проявление нарушения внутренней гармонии в организме. 

Первое, что должен сделать врач, анализируя тот или иной случай заболевания, - это определить, какие симптомы служат указанием на лечебное средство, так как далеко не все внешние проявления могут указывать на нужное лекарство. Например, изменения в тканях при хронических болезнях, проявляющихся злокачественным перерождением, не могут служить указанием на лечебное средство; указанием могут служить только те симптомы, которые способны изменяться под воздействием лекарства. 

При оценке заболевания и выборе лекарственного средства врач должен руководствоваться четкими законами и принципами, не имеющими исключений; он должен четко видеть развитие болезни от центра к периферии, от внутренних органов к внешним. Реально существующим законам и принципам должны подчиняться все процессы, происходящие в человеческом организме. 

Любые процессы управления распространяются от центра к периферии, причем, так сказать, в каждом стандарте существует только одна единица измерения. У человека центром управления является головной мозг, и именно он регулирует процессы жизнедеятельности в каждой клетке организма. Оттуда поступают все команды - правильные или неправильные, ведущие к установлению гармонии или вызывающие беспорядок; оттуда начинаются болезни и, естественно, оттуда начинается излечение. 

Не от внешних причин, не от бактерий заболевает человек, а от причины в самом себе. Если врач-гомеопат не видит этого, у него не может быть верного понимания болезни.Расстройство жизненной силы является первичной причиной болезни, которое и проявляет себя внешне признаками и симптомами различных заболеваний. 

Распознавание болезни должно происходить от общего к частному, а изучать ее следует обобщенно: не на одном индивидууме, а на как можно большем количестве людей. 

Чтобы пояснить эту мысль, возьмем один из острых миазмов, скажем, эпидемию скарлатины, гриппа, кори или холеры. Если эпидемическое заболевание по своей клинике отличается от предыдущих, то сначала это приводит врача в некоторое замешательство. После первых нескольких случаев у врача еще нет определенного мнения об этой эпидемии, так как у него еще недостаточно данных для обобщения. Но эпидемия распространяется, число пациентов увеличивается, и теперь, проанализировав клинические картины, скажем, двадцати пациентов, врач уже может сделать определенные обобщающие выводы. 

Для этого ему необходимо систематизировать имеющиеся симптомы, используя метод, разработанный Самуилом Ганеманом. Он записывает все симптомы, относящиеся к психике, под рубрикой "психика", относящиеся к голове - под рубрикой "голова" и т. д. В конце концов получается обобщенная клиническая картина, как будто бы у одного больного имеются все эти симптомы. Если теперь напротив каждого симптома поставить цифру, обозначающую число пациентов, у которых присутствует этот симптом, то можно определить основные, характерные симптомы этого эпидемического заболевания. Например, у всех двадцати пациентов наблюдались боли в костях, катаральные поражения глаз и сыпь, напоминающая коревую. Эти симптомы и являются патогномоничными, т. е. характерными для данной болезни. 

Анализируя и изучая составленную схему как целое, врач сможет понять, как эта инфекционная болезнь проявляется в целом и у каждого отдельного человека; он сможет различить, что является общим, а что частным. У всех заболевших этой болезнью врач обнаружит кроме общих симптомов, имеющихся у всех, еще и индивидуальные, присущие только этому больному. Те симптомы, которые имеются у всех заболевших, являются патогномоничными, а индивидуальные отражают особенности организма различных людей. 

Эта совокупность и является наиболее полным доступным для человеческого разума проявлением внутренней природы этой болезни, которую врач должен обязательно учитывать. 

Теперь следует подобрать лекарство, способное излечить это эпидемическое заболевание. Пользуясь реперториумом, следует выписать после каждого симптома все препараты, в патогенезе которых есть этот симптом. Из всех препаратов следует выбрать только те, в патогенезе которых есть все симптомы. Остаются, как правило, пять-шесть препаратов, и с их помощью можно вылечить практически все случаи данного эпидемического заболевания. 

Возникает вопрос: какое лекарство назначить в каждом конкретном случае? Для этого необходимо обратиться к гомеопатической Материа Медика и просмотреть полные патогенезы выбранных лекарств. 

Таким образом, врач переходит от общего к частному, и другого пути подбора подобного лекарства в гомеопатии нет. 

Теперь предположим, что во время этой эпидемии врач оказался в семье из дюжины человек и все члены семьи подхватили эту инфекцию, но у каждого в клинической картине были небольшие отличия, которые требовали назначения разных препаратов, хотя и из одной эпидемической группы. В гомеопатии препараты назначаются только индивидуально, даже в тех случаях, когда диагноз ставится одинаковый. Нередко бывают такие случаи, когда больному при эпидемии не подходит ни одно из лекарств эпидемическойгруппы, хотя у ближайших родственников, также заболевших, их назначение дало великолепный результат, а лекарство, которого нет в эпидемической группе, прекрасно помогло. Каждый человек так же, как и каждый лекарственный препарат, имеет свои характерные индивидуальные особенности, которые отличают их от всех остальных, и лекарство должно точно соответствовать больному. Никакой препарат не может назначаться при эпидемии только потому, что он входит в соответствующую эпидемическую группу, так как эти группы составлены лишь для удобства пользования, чтобы как-то облегчить работу врача. В любом случае врач должен подходить к каждому больному индивидуально, и тогда вы увидите, как тиф излечивается за неделю, а ремитирующая лихорадка - за день. На практике, особенно при эпидемиях, врач постоянно сталкивается с больными, которые не реагируют на препараты эпидемической группы. Например, при кори большинству пациентов показана (Pulsatilla), потому что ее патогенез подобен клинике этого заболевания. Но не следует действовать по шаблону, назначая всем больным корью именно этот препарат. Следует рассматривать каждого больного индивидуально. При тяжелых случаях скарлатины каждый опытный врач в первую очередь думает об Ailanthus, Апис, Беладонна и Sulfur, и тем не менее он часто назначает при этом заболевании и другие препараты. Врач должен точно определить, что должно лечиться в каждом конкретном случае, т. е. по каким показаниям следует подбирать лекарственное средство. 

Чтобы выбрать показания, врач должен быть хорошо знаком с природой заболевания. Так, например, при прогрессировании тифозного заболевания, врач не будет удивлен, обнаружив тимпанический живот, понос, лихорадку, сыпь, делириозное и бессознательное состояние, так как именно эти симптомы и характерны для данного заболевания. С помощью Материа Медика доктор выбирает препараты, имеющие в своем патогенезе такие же симптомы: Phosphorus, Rhus tox., Bryonia, Baptisia, Arsenicum album и т.д. Но, когда пациент не соответствует ни одному из лекарств эпидемической группы, следует терпеливо и тщательно подбирать лечебное средство индивидуально. 

На этом примере я стараюсь показать вам, что сначала врач рассматривает болезнь в общем, представляя ее природу, а затем через отдельного больного частное проявление этой болезни с индивидуальной, характерной только для данного человека, клинической картиной. Постепенно у практикующего врача-гомеопата входит в привычку подмечать малейшие различия между, казалось бы, однотипными больными, указывающие на нужное лекарственное средство. 

Врачи-аллопаты не придают значения индивидуальным различиям при однотипных заболеваниях, в то время как врачи-гомеопаты, наоборот, главным для правильного назначения лекарства считают именно индивидуальные особенности больного человека. 

Врач должен четко "знать целительные свойства различных лекарственных веществ". 

При изучении целительных свойств лекарственных веществ мы также продвигаемся от общего к частному. Мы не сможем подобрать препарат индивидуально, не зная его действия в общем. 

Природа того или иного лекарственного средства выявляется с помощью испытаний. 

Предположим, что нам нужно выявить целительные свойства у неизвестного лекарства. Если дать каждому, сидящему в этой аудитории, по одной дозе, то у всех появятся какие-то симптомы, вызванные действием этого лекарства. Но одни симптомы будут наблюдаться у каждого из вас, а другие лишь у некоторых: у испытуемого No1 психические симптомы более выражены, чем у No2, но зато у No2 более четко выражены симптомы раздражения кишечника, чем у No1, а у No3 более выражены болевые ощущения и т. д. Теперь, если объединить все симптомы вместе, как если бы они все проявились при испытании у одного человека, мы будем иметь полную картину действия этого лекарства. При полномасштабных испытаниях выявляется общий патогенез лекарственного средства, выявляется его природа и можно делать заключения, как это лекарство будет действовать в общем и как индивидуально. 

То, что было сказано раньше об изучении природы болезни, в полной мере относится и к изучению природы лекарственного вещества. Лекарство можно изучить в целом только в том случае, если все симптомы, составляющие его патогенез, расписать по отдельным рубрикам согласно схеме, разработанной Ганеманом: психические симптомы под рубрикой "психика"; симптомы, локализованные на голове, под рубрикой "голова" и т. д. Проводя новые испытания лекарства и используя его на практике, мы можем добавлять и развивать эти рубрики, а кроме того, сразу становится заметно, какие симптомы или группы симптомов наиболее характерны для этого лекарства. Лекарственное средство может считаться полностью изученным, когда при применении его на практике будут получены ответные реакции со стороны всех органов и систем организма. 

Многие из описаний наших лекарств являются фрагментарными, так как выявлено действие только на отдельные системы и органы организма. Академическими могут считаться патогенезы, разработанные С. Ганеманом, так как он сумел выявить действие изучаемых препаратов на все системы и органы организма. Подобным же образом должны быть изучены и другие лекарства. 

Изучая природу хронических миазмов Psora, Sikosis и Syphilis, врач-гомеопат должен действовать так же, как и с острыми болезнями. С. Ганеман в течение одиннадцати лет записывал все симптомы своих пациентов, у которых, как он считал, первопричиной заболевания является миазм Psora. Затем он систематизировал все накопленные симптомы и выяснил природу этого великого миазма. Следующим шагом стало опубликование списка антипсорических препаратов, которые по своей природе были подобны Psora. 

В настоящее время таким же образом ведущие гомеопаты устанавливают природу Syphilis и Sycosis. 

Теперь, когда врач познал природу болезни, когда он ознакомился с каждой группой заболеваний и изучил свойства лекарств, он может, тщательно собирая анамнез, правильно подбирать лекарственное средство, полностью подобное природе заболевания. 

Только когда врач ясно понимает природу болезни и природу лекарства, только тогда он может преуспеть в своей профессии. 

 

Лекция 4 ТВЕРДЫЕ ПРИНЦИПЫ 

Мы займемся сегодня изучением последней части третьего параметра, касающегося твердых принципов, которыми должен руководствоваться каждый врач. Вся аллопатическая медицина базируется на умозаключениях так называемых "мэтров", которые являются субъективными толкованиями отдельных экспериментальных данных. Что понимается под термином "болезнь" и как лечить болезненные состояния, зависит только от того, кто находится на вершине "медицинского Олимпа": меняется "медицинское светило" - меняется и концепция болезни, и методы лечения. Общеизвестно, что любая теория только тогда имеет право на существование, когда она подтверждается опытом. Но не следует ставить опыт на первое место, он имеет ценность лишь тогда, когда подтверждает известные принципы или законы природы. Человек, который не опирается в своей деятельности на знание принципов и законов, просто не способен понять, что ему открывается через опыт. Исходя из накопленного личного опыта, человек делает обобщение, стараясь уложить все известные ему факты в стройную систему, но во всех случаях это будет лишь частное проявление всеобщего закона. И как бы в подтверждение этого мы наблюдаем многочисленные съезды врачей, на которых каждый выступающий, опираясь на свой личный врачебный опыт, предлагает свою концепцию болезни и лечения, отличную от остальных. И такие бесплодные дискуссии длятся годами и десятилетиями, и авторы постоянно ссылаются на свой личный опыт. Одни и те же опытные данные каждый истолковывает по-своему. Это в корне неверно. Медицина как наука должна базироваться на прочном фундаменте. Разумеется, только опыт подтверждает истинность теории, но есть разница между истинным наблюдением, когда человек руководствуется общими законами и принципами, и опытом человека, которому не известны ни принципы, ни законы. Врачи-аллопаты отрицают наличие общих законов и принципов, считая, что лечение должно основываться на системе медицинского опыта, и поэтому методики лечения в аллопатии меняются практически каждый год, а врачи, дружно голосовавшие вчера за один метод, сегодня так же дружно голосуют за другой, порой совершенно противоположный. 

Прежде чем продолжить лекцию, хочу еще раз подчеркнуть важность знания врачом уровней управления в человеческом организме, чтобы понимать, как развивается и протекает заболевание. 


Страница 1 из 10: [1]  2   3   4   5   6   7   8   9   10   Вперед 

Авторам Читателям Контакты